Астрономы нашли первую голубую экзопланету

Британские астрономы впервые смогли определить цвет экзопланеты. При помощи телескопа Хаббл исследователи из оксфордского университета провели спектральный анализ звезды в созвездии Лисичка и смогли рассчитать цвет обращающейся вокруг планеты HD 189733 b.

Подробности со ссылкой на еще не опубликованную статью ученых для журнала Astrophysical Jour al Letters приводит Nature News. Так как звезда расположена слишком далеко, в 63 световых годах от Земли, сфотографировать ее невозможно даже при помощи одного из лучших телескопов современности. Однако спектрометры Хаббла позволили исследователям получить два спектра: в тот момент, когда планета закрыта от наблюдения звездой и в тот момент, когда она находится в видимой зоне.

Сопоставив эти спектры друг с другом, ученые смогли определить ее оптические свойства и, в частности, сделать вывод о голубой окраске ее атмосферы. Окрашенная в голубой цвет планета при этом необитаема. Она относится к классу так называемых горячих Юпитеров: предыдущие наблюдения показали, что HD 189733 b совершает оборот вокруг звезды всего за двое суток, а ее поверхность нагрета почти до восьмисот градусов Цельсия.

Голубой цвет ученые объясняют наличием сплошного облачного слоя в нижних слоях атмосферы: и этот механизм отличается от того, который отвечает за голубую окраску известных планет солнечной системы. Облака отражают все лучи примерно в равных пропорциях, и если бы они находились в верхних слоях атмосферы, то HD 189733 была бы белой.

Но из-за своего расположения на меньших высотах свет дополнительно проходит через богатую натрием атмосферу и та поглощает свет желтого цвета, оставляя только синие лучи: отражающий слой облаков обернут дополнительным светофильтром. Земля окрашена в голубой из-за жидкого океана, Нептун из-за метана в атмосфере, но HD 189733 отличается от всех ранее известных небесных тел.

Несмотря на то, что число открытых экзопланет приближается к тысяче, непосредственное определение их цвета затруднено большими расстояниями и отсутствием достаточно мощных телескопов.

Ученым неоднократно удавалось проводить спектральные анализы атмосферы экзопланет, выделяя их свет из света звезды, но эти исследования проводились в инфракрасном диапазоне, не давая ответа на вопрос о цвете небесного тела.

1. Ученые: недра Венеры остыли из-за ее горячей атмосферы

Высокая температура атмосферы Венеры, возникшая из-за парникового эффекта, способствовала охлаждению недр этой планеты, пишет группа ученых из Германского аэрокосмического центра в докладе, обнародованном во вторник на Европейском планетологическом конгрессе в Риме. Ведущий автор исследования Лена Ноак и ее коллеги отмечают, что уже в течение нескольких десятилетий ученым известно, что чрезвычайно высокая температура атмосферы и поверхности планеты связана с увеличением концентрации парниковых газов, выброшенных вулканами.

2. Пульсирующие звезды прольют свет на планетные системы

Международная группа ученых, в том числе физики из Нью-Йоркского университета, Принстонского университета и Института Макса Планка по исследованию Солнечной системы во время встречи разработали метод для измерения внутренних свойств звезды, который предлагает более точные оценки движения планет по орбитам звезды.

3. Япония готовит космический телескоп для изучения атмосферы

Он будет оснащен ультрафиолетовым телескопом, с датчиком газов, которые окружают 3 наших ближайших соседа по солнечной системе. Ученые надеются, что это поможет им понять условия возникновения плотной жизнеобеспечивающей атмосферы Земли, говорилось в заявлении ЯААИ.

4. НАСА скрывает цвет не только Марса, но и Луны

Какого цвета Луна? Дурацкий вопрос, казалось бы. Вон она - видна на небе. Серебристая. Местами серая. Но это - издали. С такого расстояния, с какого мы смотрим на Луну с Земли, любое космическое тело, лишенное растительности, атмосферы и воды, будет серебриться, отражая солнечный свет.

5. Обнаружены сходства Земной атмосферы и Титана

В ходе исследований атмосферы спутника Сатурна у Титана обнаружено присутствие особой части атмосферы, называемого пограничным планетарным слоем. Ранее считалось, что такой слой атмосферы присутствует только в воздушной оболочке Земли. Исследования провели французские планетологи, опубликовав результаты в выпуске журнала Nature Geoscience.